Ловозерье

Ловозерский район Мурманской области

Фотогалереи



Для открытия ветки дерева
нажмите значок "плюс"...

Друзья сайта

Российские саами Саамские словари

Выборочно

Опрос

Вы житель

Посетители

  • Ваш IP : 3.226.241.176

10
Онлайн

24.09.2020

QR-код страницы

QR-Code dieser Seite

Снова о "Харрикейне"

Вернутся к рассказу о самолете "Харрикейн", который нынче стоит в Ревде, окруженный строительными лесами, меня заставили новые факты о его прошлом. В свое время о нем довольно много писала не только местная, областная, но и всесоюзная, и даже зарубежная пресса. С легкой руки приезжавших в Ревду ветеранов - бывших летчиков-североморцев - было принято считать, что этот само-лет, разбившийся в тундре 29 октября 1941г, входил в состав 78-го авиаполка ВВС Северного флота, летал и погиб на нем летчик Алексей Иванович Яковенко.

 

Первое сомнение в правильности этой версии зародилось тогда, когда мы узнали о последнем задании летчика Алексея Яковенко. Ему и его товарищам было поручено вылететь на прикрытие бомбардировщиков, "обрабатывающих" аэродромы немцев в Луостари и Киркинесе. Возникает вопрос: как мог опытный летчик про-скочить свой аэродром Ваенга (ныне город Североморск) и оказаться восточнее его почти на 200 км.? Тем более, что как правило, горючего хватало только на полет до цели и обратно, да еще на несколько минут боя? Даже если учесть, что была сильная магнитная буря и все приборы вышли из строя, опытный летчик мог рассчитать примерный курс по времени в полете. Может быть, он был ранен в бою и находился без сознания? Может быть. Но тогда бы самолет просто не долетел до Черной речки и упал на землю значительно ближе к линии фронта…

Все эти сомнения пробудили во мне еще большой интерес к реальной истории самолета "Харрикейн". Или факты окончательно подтвердят существовавшую вер-сию, или опровергнут, и тогда надо будет снова начинать поиски.

Случайно несколько английских реставраторов прочли о нашем самолете в "Санди Таймс". Так завязался наш контакт. Наиболее упорным и последовательным из англичан оказался Марк Шеппард, житель Оксфордшира, пожилой человек, влюб-ленный в восстановление самолетов. Он-то и принял активнейшее участие в судьбе "Харрикейна". Для начала Шиппард запросил все имеющиеся у нас данные по этому самолету. По мере появления новых фактов я переслал их. И вот, спустя три месятся после первого письма, музей истории Ревды стал получать первые сведения из английских военных и промышленных архивов.

Первый ответ на наш запрос пришел от представителя британской фирмы "Роллс-Ройс" по связям с общественностью мистера М. Эванса. Эта фирма в годы войны выпускала двигатели для самолетов, в том числе и двигатель "Мерлин ХХ", установленный на "Харрикейне" Мистер Эванс писал:

"Этот двигатель, серийный номер которого 64307, а присвоенный воздушным британским министерством номер - А248607, был выпущен в составе партии двигателей в 1000 штук по заказу компании "Форд Моторс", расположенной в Траффорд Парк, графство Манчестер. Эта партия имела порядковые номера с 63841 по 65839. Вся партия имела номер контракта ТР(1) С28(а). Двигатели были протес-тированные между 2 мая и 29 июля 1942 года, перед тем, как быть отправленным для дальнейшей сборки на один из заводов "Хаукер".

Таким образом, выяснилось интересное обстоятельство. Мы считаем наш "Харрикейн" погибшим в октябре 1941г, а он в то время даже не был сделан. Кроме того Марк Шеппард выяснил для нас, что конкретно эта партия двигателей "Мерлин ХХ" была после проверки отправлена на две фабрики, выпускавшие само-леты "Харрикейн" в то время. Первая из них располагалась в городке Кингстон на Темзе и принадлежала компании "Хаукер Эркрафт ЛТД". На ней всего было сде-лано 1888 машин для этого типа, и работала она в период с 17 марта по 23 но-ября 1942года. Из общего числа сделанных там "Харрикейнов" только 37 машин были отправлены в СССР по ленд-лизу.

Вторая фабрика, располагавшаяся в г. Лонгбридж, графство Бирмингем, при-надлежала компании "Остин Мотор Ко". Эта фабрика работала с февраля 1941года по октябрь 1942 года и произвела 300 истребителей "Харрикейн". Из этой партии более 250 машин было отправлено по ленд-лизу в Советский Союз. Исходя из тео-рии вероятности, можно было предположить, что именно на этой последней фабри-ки и был изготовлен наш истребитель. Так поступил и Марк Шеппард. Тем более что известно: самолет был доставлен на кораблях арктических конвоев. Именно арктическими конвоями доставлялись в СССР самолеты с фабрики в Лонгбридже.

Прошло еще некоторое время. Вместе с очередным письмом от Марка Шеппарда пришел ответ из организации, называющейся "Защита британской аэрокосмического пространства". Оказалось, что часть архивов Королевских ВВС находится сейчас в ее распоряжении. Письмо было подписано главным инженером БАЗ мистером П. Хикманом. Он сообщал:

"Касаясь деталей вашего самолета, о восстановлении которого в России мы узнали с большим удовольствием, сообщаю, что конструкционный номер 41Н-308549 был выпущен в конце декабря 1942 года на фабрике компании "Хаукер Эркрафт ЛТД" в г. Лэнгли, графство Букингхэмпхир. Более точных сведений, к сожалению, мы вам не можем представить, так как наши архивы в годы войны перемещались с места на место, спасаясь от германских бомбардировок. Нынешняя их дислокация в г.Кей, но мы получили от туда, увы, отрицательный ответ.

Что касается сообщенной вами детали о том, что ваш самолет имеет допол-нительный воздухозаборник, а, следовательно, представляет собой особый, тро-пический вариант "Хаукер - Харрикейна IIС", то, видимо, он был выпущен для участия в боях на Ближнем Востоке. Поэтому весьма интригующим было его попа-дание в СССР".

После такого ответа мне пришлось зарыться в книжки и специальные журна-лы. Та информация, которую я получал из Англии, накладывалась на факты уже известные и новые. Так, например, что при извлечении самолета из тундры на его крыльях были сине-красные круги, опознавательный знак Королевских ВВС Ве-ликобритании. Новая, советская покраска от времени стерлась, а заводская, британская, сохранилась. Было так же известно - об этом писал в своих мемуа-рах наш знаменитый полярник Папанин, - что в начале поставок англичане присы-лали порой тропические варианты самолетов в Архангельск. И в ответ на замеча-ние Папанина, бывшего в годы войны правительственным комиссаром по приемке ленд-лиза, англичане отвечали, что им самим трудно и что, они шлют в СССР все, что находят на складах, чтобы хоть как то облегчить положение Красной Армии. Потом, позднее, писал Папанин, таких казусов не случалось. Ни в 1942-м, ни в 1943 годах. Но мы теперь знаем, что "Харрикейн" из Ревды выпущен поз-же 1941 года. Следовательно, он попал сюда не морем, а каким то другим путем. Каким же?

Всякий, кто знает историю союзнических отношений в годы войны, знает, что кроме конвоев через Арктику было еще два основных маршрута. Первый - с Аляски через Сибирь, второй - через Иран. Первым путем перегонялись американ-ские самолеты, вторым шел поток военных грузов более широкого спектра. Амери-ка отпадала сразу. Внимание было переключено на Иран.

… Перечитывал я как-то воспоминания У.Черчилля о второй мировой войне. И наткнулся на фразу о том, что после подавления антибританского мятежа в Ира-ке из Багдада в СССР через Иран были отправлены в качестве поставок по ленд-лизу какие-то самолеты. Меня это заинтересовало. Но человек большой политики, Черчилль редко говорит о конкретных марках самолетов и их количестве. Поэтому пришлось запросить британские и советские военные архивы. Из наших ответа нет по сей день. Из Англии же отвечают, что установить это точным не предоставля-ется возможным.

Вскоре я получил еще один ответ, теперь уже от мистера Кинга, работника аэропорта Годалминг в графстве Суррей. Он, как и Шеппард, - фанат военной авиаистории. Его письмо уже вносит определенную ясность в историю нашего "Харрикейна". Цитирую:

"По представленным вами серийному номеру и номерам отдельных элементов самолета мне удалось установить, что ряд их имеет код HKN, то есть производ-ственный код фабрики "Хаукер", Кингстон (на Темзе). (Помните ту "первую", только 37 истребителей которой были отправлены в СССР? - И.Е.). Однако это говорит только о том, что данные части самолета производились там, а сборка осуществлялось где-то в другом месте. Где? Другие ваши материалы показывают, что код, встречающийся на них, HKN соответствует производству в Лэнгли, граф-ство Букингхэмпшир. Это была довольно распространенная практика, когда разные фабрики выполняли работы по кооперации".

Мистер Кинг в своем ответе советовал обратиться в архивы завода в Кинг-стоне, который существует и поныне. Ответ содержал следующее:

"К сожалению, мы можем прояснить только момент отправке изготовленных на нашем заводе крыльев и хвостового оперения на фабрику в Лэнгли. Это 24 ноября 1942 года. Дальнейшая судьба самолета зависела от людей в Лэнгли, но, боюсь, что там не смогут вам помочь - насколько нам известно, архивы в Лэнгли сгоре-ли в пожаре в 1944 году".

Письмо подписано Дж. Розенталем, представителем компании "Хаукер, Кинг-стон" по связям с прессой.

На сегодня это все, что мы знаем. Из номера английских ВВС этого самоле-та, ни нашего, советского, номера, ни воинской части, в составе которой он сражался, ни имени летчика, ни даже откуда и как он прибыл. Но не будем те-рять надежды. Вдруг нам снова повезет?

И. Ефремов.

п.Ревда

Погода

Ловозеро

Метеорология - наука точная.
Бубен надо держать в ЛЕВОЙ руке.

 

Другие источники

Астрономия

Финансы

Цены на топливо

 

Изменение ценника на АИ92

Информация является справочной.
- Нефть в цене падает, а бензин нет. Наверно его у нас не из нефти делают.

Праздники

Сегодня:  Международный день караванщика (25 лет) День преподобного Силуана Афонского ЧТ
Завтра:  Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского ПТ
В ближайщее время: 
через 02 дня: Всемирный День контрацепции (13 лет) Международный день борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия (6 лет) День города Краснодар (227 лет) СБ (26.09.2020)
через 03 дня: День воспитателя и всех дошкольных работников (16 лет) Международный день туризма Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня День машиностроителя Международный день глухонемых День города Батайск (251 год) День тигра на Дальнем Востоке (20 лет) День города Смоленск (1157 лет) День города Курск (988 лет) ВС (27.09.2020)
через 04 дня: День работников атомной промышленности (15 лет) День генерального директора в России Всемирный день борьбы против бешенства (13 лет) Всемирный день моря ПН (28.09.2020)
через 05 дней: День отоларинголога Всемирный день сердца (21 год) ВТ (29.09.2020)
через 06 дней: День Cвятых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Международный день переводчика (29 лет) День Интернета в России (22 года) СР (30.09.2020)

Фраза/анекдот

У хорошего агронома ячмень растёт прямо на глазах

  Яндекс.Метрика
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Ловозерье, 2011-2020