Ловозерье

Ловозерский район Мурманской области

Фотогалереи



Для открытия ветки дерева
нажмите значок "плюс"...

Друзья сайта

Российские саами Саамские словари

Выборочно

Опрос

Вы житель

Посетители

  • Ваш IP : 3.226.248.180

3
Онлайн

26.09.2020

QR-код страницы

QR-Code dieser Seite

О «Харрикейне» и его пилоте

Все, кто хоть раз бывал в Ревде, а жители Ревды уж тем более, прекрасно знают «Памятник боевому братству народов в годы Второй Мировой войны» - наш всеми любимый «самолёт». О том, как создавался этот памятник и через какие трудности пришлось пройти тем, кто оказался к этому причастен, рассказал недавно Александр Борисович Комаров – краевед, поисковик, инициатор и «двигатель» восстановления самолета, а также создатель ревдского краеведческого музея (и его большой друг по сей день). Ну а я расскажу о том, что это за самолет и кто на нем летал.

 

Истребитель «Хаукер-Харрикейн» - английский, это один из первых самолетов, принявший на себя всю тяжесть войны с фашизмом на Западе, основной истребитель в «битве за Британию», настоящая «рабочая лошадка», с 1939 года принимавшая активное участие в боевых действиях. Всего в Великобритании было произведено 12875 самолетов, а с учетом выпуска в других странах небо увидели 14500 «Харрикейнов», причем из них 3082 (т.е. около 20%!) были поставлены в Советский Союз в рамках программы ленд-лиза.

Полярные конвои, караваны судов союзников, начиная с августа 1941 года, везли в СССР военно-техническую помощь. Разгружались в порту Архангельска (а с декабря 1941 года – в Мурманске), обратно везли плату за помощь – лес, платину, золото. Нашей стране в условиях, когда часть заводов оказалась на оккупированной территории, а другая часть спешно переводилась на Урал и в Сибирь (и на то, чтобы предприятия снова вошли в строй и выпустили первую продукцию, тоже требовалось время), крайне необходима была боевая техника. Ленд-лиз стал той помощью, которая (в числе многих других факторов) помогла нашей армии выстоять в первые, такие нелёгкие годы войны.

Первые «Харрикейны» прибыли в СССР в конце августа 1941 г. своим ходом, по воздуху. Группа британских специалистов не просто обучала наших летчиков-североморцев работе с новой машиной – они производили боевые вылеты для прикрытия конвоев с воздуха. Это было начало настоящего боевого братства народов. На базе этих первых 37 «Харрикейнов» был сформирован 78 ИАП, который возглавил Борис Феоктистович Сафонов.

Именно в этом, «сафоновском» полку летал Алексей Иванович Яковенко – старший лейтенант, командир 1 авиаэскадрильи 78 ИАП. 29 октября 1941 года он не вернулся с боевого задания. Тело его было обнаружено в марте 1942 г. при строительстве линии электропередач на с. Воронье. Житель с. Ловозеро И.А. Яковлев вспоминал: «Он умер, сидя у дерева, положив одну ногу на другую. В заднем кармане его был пистолет. Мы отправили его тело в Ловозеро, а потом, вроде уже после войны, его перезахоронили в Североморске» Самолет обнаружен не был.

Этого славного летчика и сочли пилотом «нашего» «Харрикейна» в 1989 году, когда памятник в Ревде был установлен. Однако дальнейшая поисковая работа показала, что отдельные части этого самолета (была произведена сверка по уцелевшим серийным номерам) были изготовлены на заводах Великобритании в период с мая по декабрь 1942 года, следовательно на этом «Харрикейне» Яковенко летать не мог.

Долгие годы оставался неизвестным летчик, посадивший свой «Харрикейн» на болото у Черной речки. Можно было предположить, что он сумел выйти к своим – об этом говорили следы попыток вывезти самолет в годы войны. Но лишь недавно эти предположения подтвердились. А.Б. Комаров переслал мне письмо сотрудника музея Военно-воздушных сил Северного Флота Андрея Копыткова. А он пишет: «Благодаря кропотливой работе в архивах удалось установить, что на этом самолете 25 апреля 1943 года в районе Ловозеро совершил вынужденную посадку летчик 2-го ГвИАП ВВС СФ старший лейтенант Мухин В.И.» Посадка была совершена по техническим причинам, летчик, добравшись с полк, доложил, что самолет подлежит среднему ремонту, однако вывезти его в годы войны так и не смогли.

Итак, имя пилота нашего «Харрикейна» - Василий Иванович Мухин, 1914 г.р. Гвардии старший лейтенант, командир звена 2 ГКАП им. Сафонова 6 ИАД ВВС Северного Флота. Был награжден орденом Красной Звезды и орденом Красного Знамени. В наградных листах говорится: «В Отечественной войне принимает непосредственное участие с марта 1943 года…В воздушных боях проявляет смелость, решительность и отвагу в сочетании с отличным владением самолетом…Дисциплинированный, исполнительный, волевой и требовательный офицер» А вот описание одного из его боёв: «…23.05.44 г. …т. Мухин решительно пошел в лобовую атаку на вражеские самолеты. Не выдержав лобовой атаки, немецкие самолеты были рассеяны и вынуждены бросить бомбы далеко от аэродрома в сопки. В этом воздушном бою самолет т. Мухина был подожжён, и он получил ожёг лица и легкие ушибы. Но своим отважным поступком, рискуя жизнью, предотвратил бомбёжку аэродрома вражескими самолётами» Известно, что В.И. Мухин прошёл войну, но дальнейшая судьба его пока не установлена.

Конечно, архивная и поисковая работа продолжается. Будут новые сведения, новые подробности, новые имена героев. А наша с вами задача – хранить память о тех, кто бесстрашно сражался с врагом здесь, в небе Заполярья, чтить каждого невернувшегося с боевого вылета летчика, учить этому наших детей. Надпись на мемориальной табличке «Харрикейна» гласит: «Боевому братству народов в борьбе с фашизмом во второй мировой войне и в память о лётчиках, не вернувшихся с боевых заданий и навеки оставшихся в болотах, горах, озёрах и тундре Севера». Давайте вместе, всей Ревдой, сохраним эту священную память.

Заведующий краеведческим музеем ООО «ЛГОК» Татьяна Фомина

04.05.2020

Погода

Ловозеро

Метеорология - наука точная.
Бубен надо держать в ЛЕВОЙ руке.

 

Другие источники

Астрономия

Финансы

Цены на топливо

 

Изменение ценника на АИ92

Информация является справочной.
- Нефть в цене падает, а бензин нет. Наверно его у нас не из нефти делают.

Праздники

Вчера:  Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского ПТ
Сегодня:  Всемирный День контрацепции (13 лет) Международный день борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия (6 лет) День города Краснодар (227 лет) СБ
Завтра:  День воспитателя и всех дошкольных работников (16 лет) Международный день туризма Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня День машиностроителя Международный день глухонемых День города Батайск (251 год) День тигра на Дальнем Востоке (20 лет) День города Смоленск (1157 лет) День города Курск (988 лет) ВС
В ближайщее время: 
через 02 дня: День работников атомной промышленности (15 лет) День генерального директора в России Всемирный день борьбы против бешенства (13 лет) Всемирный день моря ПН (28.09.2020)
через 03 дня: День отоларинголога Всемирный день сердца (21 год) ВТ (29.09.2020)
через 04 дня: День Cвятых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Международный день переводчика (29 лет) День Интернета в России (22 года) СР (30.09.2020)
через 05 дней: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ Международный день музыки Международный день улыбки День Сухопутных войск РФ (14 лет) Всемирный день вегетарианства День Cвященномученика Киприана и Cвятой мученицы Иустины Прославление преподобной Ефросинии Суздальской ЧТ (01.10.2020)
через 06 дней: День рождения электронной почты (49 лет) Международный день ненасилия (13 лет) Международный день социального педагога (11 лет) День памяти князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Всемирный день улыбки (смайла) (21 год) ПТ (02.10.2020)

Фраза/анекдот

У меня, должно быть, большой склад ума - чтобы им пораскинуть иногда нужна целая неделя. (Марк Твен)

  Яндекс.Метрика
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Ловозерье, 2011-2020